Недавно ко мне обратились родители одной девочки, которая на "ОТЛИЧНО" сдала ГИА по математике после девятого класса с недоумёнными жалобами о том, что она совершенно не понимает материал 10 класса. Они с гордостью рассказали мне о том, какой "хороший" у них был репетитор, который "готовил" эту девочку к экзамену и "подготовил" её на "отлично". Только одного не могли понять бедные родители: отчего же их ребёнок абсолютно не понимает математику за 10 класс?
Почуяв неладное, я пошёл на занятие к этой девочке и мои худшие подозрения полностью оправдались: их прежний "репетитор", совершенно не "заморачиваясь", "натаскал" девочку так, что она с закрытыми глазами решала любое задание, совершенно не понимая и не осознавая того, что она делает, и почему она решает именно так, а никак не иначе. Доведено всё было до "автоматизма", но без малейшего понимания смысла. То есть чисто "попугайский" уровень. Но это было тогда: перед ГИА. До сентября девочка совершенно начисто забыла всё, что сдавала в июне (да, честно говоря, и ценности-то в тех "знаниях" не было никакой). А могло ли быть иначе? Конечно, нет. Ведь память без осознавания смысла краткосрочная. Поэтому эти "знания" и не "дожили" до сентября. На этом же занятии я задался целью найти хоть что-нибудь по материалам ГИА, что эта девочка хотя бы помнила, не говоря уже о понимании. ТЩЕТНО. ЗАБЫЛА ВСЁ. НАЧИСТО. Поэтому и материал за 10 класс был для неё совершенно непостижим: знаний-то ведь не было. Да и быть не могло. А о понимании я, вообще, молчу.
В результате такой халтуры эта семья поимела большую потерю времени и средств. К тому же, один Бог знает, скольких усилий мне стоило, чтобы повернуть сознание девочки в нужную сторону, отучить её от прежнего тяжёлого наследия, доставшегося от этого проходимца: от тупого механического запоминания без понимания и приучить к пониманию и осознаванию изучаемого материала, чтобы она сама себе задавала вопросы
"ПОЧЕМУ?" и "ПОЧЕМУ именно ТАК, а никак не ИНАЧЕ?"
А уж ей как несладко переучиваться пришлось: сломать старый стиль учёбы и на его месте возвести новую систему -- это требует огромных затрат: временных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных, психических...
И таких примеров за мою многолетнюю практику -- ЛЕГИОН.
"Учась" именно так, как было описано выше, человек будет находиться на очень низкой стадии развития точного интеллекта, никогда не станет серьёзным специалистом или руководителем, а будет "пешкой", о которую более "продвинутые" и конкурентоспособные "коллеги" будут "вытирать ноги". Ведь конкуренция и сейчас очень высока, а в будущем будет ещё сильней.
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА к родителям: проверяйте тех, кому доверяете своего ребёнка, не бросайте всё на самотёк, и с первого же занятия контролируйте процесс обучения ребёнка, не бойтесь задавать "нужные" вопросы и репетитору и ребёнку, чтобы, если что, выгнать халтурщика вон. Не будьте равнодушными! Ведь это в ваших же интересах и в интересах вашего ребёнка. Ведь это ваше БУДУЩЕЕ.